Автоматизированная диспетчерская система: смоленский эксперимент семидесятых

С конца 1970-х годов на такси, так же как и на автобусном транспорте, стали применяться различные варианты автоматизированных систем диспетчерского управления. Одна из таких систем была разработана в НИИАТе и внедрена в Смоленске.

Цель, которая была поставлена, — повышение эффективности работы легкового таксомоторного транспорта за счет сокращения времени найма и снижения непроизводительного простоя автомобилей-такси на стоянках. Система автоматизированного контроля предназначалась для городов малой и средней величины и основывалась на использовании каналов телефонной связи (ведомственных или арендованных).

Система предусматривала выполнение следующих функций: прием срочных заказов от населения с любого телефона, включая телефоны-автоматы, регистрацию наличия автомобилей-такси на контролируемых стоянках, подачу таксомотора с ближайшей к заказчику стоянки, индикацию выхода водителя на связь с диспетчером, двухстороннюю связь между диспетчером и водителем. Работала система так: на 39 телефонных будках, расположенных на территории Смоленска, были размещены крупные плакаты с надписью «Вызов такси» с условным номером соответствующего пункта, Любой желающий вызвать такси звонил на ЦДС такси по телефону, указанному в кабине телефонной будки (по обычному тарифу — 2 коп.), и, назвав условный номер данной кабины, просил выслать ему машину. Диспетчер, зная, что данный телефон-автомат находится в определенном месте города, смотрел на приборный щиток с индикаторами наличия свободных машин на стоянках, связывался с ближайшей к заказчику стоянкой и давал задание водителю направиться к заказчику.

В 1979 г. в Смоленске были автоматизированы две таксомоторные стоянки. Опытная эксплуатация показала, что среднее время простоя автомобиля-такси на такой стоянке сокращается на 18,7%. Экономический эффект достигался тем, что пассажир оплачивал стоимость подачи такси, так как водитель включал таксометр сразу же после получения заказа на стоянке. Изучение диспетчерской документации показало, что ложных вызовов было менее одного процента. Эта система экспонировалась на ВДНХ СССР и была удостоена серебряной медали.

 

Источник:

Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. – М., 2008.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.