Регулирование рынка такси

 

Такси в России на рубеже XX-XXI веков

Таксомоторный рынок, как и многое другое, пришел в упадок после развала Советского Союза. Показательна динамика использования такой характерной для современной городской цивилизации транспортной услуги, как такси. Уже к концу 1970-х годов такси стало привычной и обыденной услугой в городах России, доступной всем социальным группам населения.

В результате реформ 1990-х это производство в сфере услуг было практически ликвидировано (в какой-то, очень небольшой мере оно было заменено примитивным извозом на личных автомобилях). К 2003 г. объем услуг таксомоторного транспорта сократился по сравнению с серединой 1980-х годов в 100 раз.

С 2005 года, когда отменили лицензирование таксомоторных перевозок, на рынке таксомоторных перевозок увеличился неупорядоченный частный извоз, произошло резкое снижение уровня качества и безопасности услуг. Сегодня у жителей городов и его гостей есть потребность в услугах такси, и она растет с каждым годом.

Четыре сценария Европейского регулирования

В докладе Норвежского института экономики транспорта определены возможные сценарии развития таксомоторного рынка Европы в зависимости от принятой системы его регулирования:

Сценарий «Cul-de-sac» («Тупик») – низкие стандарты качества для допуска к профессии со свободным доступом на рынок (Амстердам, Дублин).

Сценарий «Скользкая дорога» – низкие стандарты качества для допуска к профессии с некоторым контролем качества (Мадрид, Брюссель, Париж).

Сценарий «Автострада качества» – высокие стандарты качества для допуска к профессии со свободным доступом к рынку (Стокгольм, Берлин, Вена, Будапешт, Лондон).

Сценарий «Улица возможностей» – высокие стандарты качества для допуска к профессии с некоторым контролем качества (Осло, Хельсинки).

Общие выводы

1. Попытки полного государственно регулирования или полного «рыночного» регулирования рынка не дают положительных результатов.

2. Принципиальный вопрос регулирования – это соотношение системы допуска на рынок, стандартов качества и безопасности таксомоторных перевозок.

В России сегодня низкие стандарты качества со свободным доступом на рынку, что аналогично сценарию «ТУПИК».

Прогноз развития рынка такси по сценарию «Тупик», разработанный Норвежским институтом экономики транспорта

Режим низких стандартов качества и отсутствия контроля качества очень нестабилен. Большинство стран рано или поздно решают оставить этот сценарий.

Наблюдается:

• Значительное увеличение комапний, впервые вступающих в отрасль. Больше всего их на рынке такси, ищущих пассажиров на улицах, и на рынке стоянок такси;

• Предложение увеличивается в результате появления большого количества компаний, впервые вступающих в отрасль. Однако использование автомобилей уменьшается.

Влияние на предложение

• Свободное вступление на рынок приведет к росту предложения. Однако предложение увеличится не так сильно, как количество автомобилей. Причина кроется в уменьшении использования автомобилей (оно в этом сценарии меньше, чем в остальных сценариях).

• Существует возможность циклического влияния на предложение. В условиях общего спада экономики и роста безработицы при низких стандартах качества и свободному доступу к рынку возможно увеличение предложения (безработные легко предложат услуги такси). Так как уровень спроса следует за общей экономической ситуацией, то спрос может упасть одновременно с увеличением предложения. Это создает нестабильные условия для всей индустрии.

Влияние на качество и услуги

• Качество услуг не улучшится, а ухудшится.

• Доход водителей в целом уменьшится. В результате водители будт работать дольше.

Если низкие требования качества к операторам приведут к низкому уровню обслуживания, то это снизит спрос.

Большой риск нанесения ущерба конкуренции. Предложение вырастет сильнее, чем в других сценариях, из-за низких стандартов качества для операторов. Это увеличит давление на сокращение расходов.

Влияние на организацию рынка

• Появится большее количество водителей-собственников, чем в других сценариях. Результатом будет индустрия, состоящая из множества мелких операторов.

• Это приведет к сокращенному использованию автомобилей.

Влияние на технологию и новшества

• Возможно появление новых услуг.

• Не ожидается технологических новшеств, так как они требуют наличия некоторой концентрации рынка, которую этот сценарий не предполагает.

Влияние на стоимость проезда

• Когда снимаются ограничения количества, стоимость проезда увеличивается (первоначальное регулирование).

• В дальнейшем стоимость проезда будет расти пропорционально росту других цен.

Другие важные результаты

• Появится большое количество операторов. Органам власти будет сложно осуществлять их контроль и мониторинг.

• Меньше стимулов для самоконтроля внутри индустрии.

• Пронозируются более высокие для общества затраты на контроль, по сравнению с другими сценариями, где количество участников меньше.

Сегментирование перевозчиков на рынке такси России

Примерно 85% участников рынка – физические лица, осуществляющие перевозки на личных автотранспортных средствах, их деятельность не соответствует требованиям транспортного законодательства РФ. Если строго следовать «букве закона», ее можно квалифицировать как незаконное предпринимательство.

Часть данных физических лиц (примерно 20%) получают заказы на перевозку пассажиров от диспетчерских организаций – информационных посредников.

Около 15% участников рынка – это таксомоторные предприятия, имеющие необходимые организационные и производственно-технические возможности (в том числе и собственные диспетчерские службы) для осуществления качественной и безопасной услуги и соответствующие требованиям транспортного законодательства.

 

 

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.