Петербургские правила автомобильного движения в начале XX века

25 июня 1900 года Городская дума Петербурга утвердила обязательное постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Постановлением ограничивался вес автомобилей на железных шинах – не более 250 пудов с грузом или пассажирами (в метрической системе – не более 4,1 т). Езда в пределах столицы на автомобилях и перевозка на них тяжестей допускалась только по получении разрешения от Городской Управы. Вводилось обязательное медицинское освидетельствование водителей и ежегодное техническое освидетельствование автомобилей, их обязательная регистрация с выдачей номерных знаков («жестянок»), оборудование машин фонарями для езды в темное время суток и предупредительными сигналами – рожками с пневматической грушей. Вождение автомобиля разрешалось с 17 лет. Ограничивалась также скорость передвижения по улицам города –12 верст (приблизительно 13 км) в час.

В середине 1903 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 318 автомобилей и 26 400 велосипедов. В том же году власти столицы, как и других городов России, получили право взимать ежегодный сбор за пользование этими видами транспорта, что стало еще одной статьей дохода бюджета. Он уплачивался при получении номерных знаков, геометрическая форма и цвет которых каждый год изменялись. Так полиции было легко выявлять транспортные средства, владельцы которых своевременно не оплатили установленные сборы.

25 октября 1909 года петербургский градоначальник генерал-майор Д. В. Драчевский подписал «Обязательное постановление» о порядке езды по городу на автомобилях. Согласно Постановлению, к управлению автомобилем допускались лица с удостоверением о знании устройства двигателя и с медицинским свидетельством «об отсутствии органических недостатков, мешающих управлению автомобилем (близорукость, глухота и т. п.)». Скорость движения автомобилей не должна была превышать 15 верст (около 16 км) в час. Объезд автомобилями движущихся экипажей должен был осуществляться с левой стороны по направлению движения. Нарушители правил подвергались аресту до трех месяцев или штрафу до 500 рублей (для сравнения: лошадь в то время стоила 100 руб., а автомобиль без дополнительной оснастки – 2000 руб.).

В 1911 году вступили в силу правила «О безопасности движения по улицам», устанавливавшие жесткую систему карательных мер против водителей-нарушителей. Нарушивший правила в первый раз наказывался штрафом до 100 рублей, во второй раз – арестом на две недели, в третий – лишением права вождения автомобиля.

 

Источник:

Григорьева М. В. Из истории петербургского такси // История Петербурга. — 2010. — № 6

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.