Таксометры начала века
С извозчичьих пролеток, фиакров и кэбов таксометры перекочевали и на наемные моторные экипажи.
Приборы по-прежнему были механическими, и в действие приводились по-прежнему колесом, правда, теперь уже автомобильным.
Не сразу определилось привычное для нас месторасположение таксометров в кабине. Поначалу их ставили там, где можно приводить прибор в действие, что, конечно, не всегда было удобно для водителя и уж совсем неприемлемо для пассажиров.
Самым курьезным, пожалуй, следует признать случай установки таксометра рядом с колесом под кузовом машины. После окончания поездки водитель покидал кабину, ложился на землю, снимал показания счетчика и только после этого мог назвать сумму. На пассажиров это должно было производить неизгладимое впечатление! И только с течением времени таксометр нашел свое место в салонах машин.
Журнал «Автомобилист» в 1912 году писал: «Таксометр приводит в жизнь правило: шофер, управляя таксомотором, должен поступать не так, как он хочет, а так, как он обязан». Таким образом, счетчики призваны, по замыслу конструкторов, уберечь седока от возможных злоупотреблений водителя.
Источник:
Шляхтинский К.В. Россия: гении и дороги / Проект И.А. Исаева. – М., 2007.